Реактивный 3D-принтер
Точнее наоборот: не принтер, а результат его печати. Представьте себе ракетный двигатель, напечатанный за две недели со всеми предварительными расчетами, причем рабочий.
Как всегда британские ученые
Довольно устаревший (лет на 30) жидкостный ракетный двигатель был испытан в не самом лучшем в Великобритании университете Шеффилда — уже унылое начало для бюджетного сериала. Но есть нюанс…
Группа провинциальных ученых попробовала на скорость запустить полную проектировку двигателя от композиции в САПР и сборки до полного подбора материалов, но при помощи искусственного интеллекта. Обычно этим занимается команда NASA, или Boeing, или AeroSpace в течении 6–12 месяцев. BAES чуть быстрее, так как у ребят есть опыт постройки Конкорда, и они справились бы за 4–5 месяцев с командой из 50 человек… Но это же британские ученые, им неймется: ненормальные два фанатика уложились в две недели от запуска расчетов вообще без САПР (действительно без!) до двигателя, который успешно прошел первую наземную проверку тяги, то есть «боевую подготовку со стрельбой». То есть живьем на полигоне!
Больше всего времени заняла финальная обработка деталей от заусенцев. Немного странные два профессора надфилями обрабатывали швы после работы искусственного интеллекта, не более того. Если бы не эти двое суток, то уложились в 10 суток всенепременно.
Сам проект по обработке сложных объектов при помощи ИИ предложил стартап LEAP 71, работающий в Дубае, хотя это британская межуниверситетская команда, куда входит и университет Шеффилда. Просто в пустыне не страшно взорвать что-нибудь эдакое ученое, если что, однако ничего не взорвалось.
Программисты создали модель Noyron, которая уже дважды засветилась в IT-прессе с весьма скромными достижениями, но затем пропала на 3 года. Полковник Томас Лоуренс «Аравийский» тоже пропал в свое время в Аравии на два года, а потом сходу взял с толпой неорганизованных арабов порт Акаба. А затем и Дамаск. Бывает. То же самое сделал и Noyron.
Видимо, все 2 или 3 года алгоритму ИИ скармливали конструкции, машины и механизмы, причем для любой сферы использования, а не только для аэрокосмической отрасли. Британцы утверждают, что проектировать можно что угодно: от детской игрушки до космического челнока. Причем в процессе проектирования никакие программы САПР ни разу не использовались принципиально — «они только вносили сумятицу в решения своими окаменелыми алгоритмами». Верю, так как сам пользовался и иногда волосы себе вырывал.
К деталям
Спроектированный за две недели двигатель работает на двухкомпонентной системе керосина и жидкого кислорода — не самый современный способ запуска космодвигателей, но еще использующийся.
Однако данные «наземного огневого» испытания выглядят несколько нестандартно: обычно такие показатели доступны при форсировании в полтора раза, но это штатные значения. То есть вихревые форсунки тоже сработали идеально.
На армейском полигоне AeroEngineering в Уэскотте двигатель со скромной мощностью 5 кН (500 кгс, если по-старинке) с легкостью показал все расчетные данные. На прогрев ему хватило всего 3,5 сек, а после он запустился на полную мощность и без сбоев отработал 12 базовых секунд теста и развил тягу в 20 тысяч лошадиных сил.
По сути «британские ученые» сделали двигатель для второй или третьей ступени любой современной ракеты.
Самый ужас состоит в том, что ИИ-модель Noyron в состоянии выдавать новые версии движка (вихревые форсунки могут иметь бесконечное количество геометрических модификаций) каждые 15 минут на обычном домашнем игровом компьютере далеко не самой топовой конфигурации.
Цветмет
Все компоненты печатались на принтере EOS M290 стоимостью в $700 тыс. Однако здесь главное не сам принтер, можно найти и в три раза дешевле, а сплав и обход его охлаждения. Сплав довольно стандартный: Cu-Cr-Zr, где хрома не более 0,9%, а цирконий вообще является легирующим металлом с 0,15%, если не меньше. Такие сплавы можно купить абсолютно в любой онлайн-компании, торгующей медью. Что «британские ученые» и сделали.
Однако медь должна моментально плавиться. В горячей камере двигателя температура достигает 3000 ℃, из-за чего и был выбран искусственный интеллект для обсчета охлаждения всех поверхностей, температура которых может превышать 400 ℃. Почему бы не подать охлажденное топливо, то есть керосин, через систему встроенных в обшивку двигателя микроканалов диаметром 0,8 мм? ИИ спросил «Да?», британские ученые ответили «Именно!». В итоге общая температура обшивки двигателя не превышала совсем уж скромные 250 ℃. По идее сбой в системе охлаждения за миллисекунды бы превратил все устройство в медный расплав на бетонном полу, но все отработало штатно и с запасом прочности. Однако запас надежности вполне позволяет форсировать двигатель в полтора раза.
Но британские ученые уже забросили проект, отдавши его американцам — их теперь интересуют охлаждающие элементы для скорого запуска китайской версии Токамак — уже есть известия о том, что китайцы самостоятельно успешно запустили собственную установку для термоядерного синтеза и ищут решение для удержания плазмы.
Таковы британские ученые. Иногда можно и не играть на скрипке георгинам, чтобы удивить.