8 (800) 777 02 01
8 (499) 748 93 02
info@irobs.ru
Первый раз на Нашем сайте и хотите во всем как следует разобраться?
Тогда Вам в раздел “С чего начать”.
Перейти в раздел “С чего начать”
Открыть меню каталога
Главная » Новости » Статья на портале машиностроения

А. Бычковский (IRS): показатель лидирующей позиции - это возможность качественно выполнить проект, который конкурентам не по зубам


- Какие основные проблемы в развитии робототехники в России, по Вашему мнению?

Заготовительное производство на Российских предприятиях – это основная проблема.

К сожалению, роботизированная система очень чувствительна к качеству подготовки обрабатываемых деталей. Нередко заготовки производятся на устаревшем и некачественном оборудовании, в результате чего нет никакой стабильности размеров, а допуска на входящие детали не соответствуют заявленным в конструкторской документации и в результате чего робот не может производить качественную сварку.

На некоторых предприятиях сборка изделий производится с применением лома и других подручных средств, в результате чего получаются зазоры величиной с палец и ни о какой точности говорить не приходится. И даже применяя современные технологии отслеживания сварного шва с помощью лазерных сенсоров, производительность роботизированной системы будет низкой, т.к. робот будет тратить гораздо больше времени на поиск стыка, нежели на саму сварку. Получается, что смысл автоматизации теряется, и гораздо быстрее было бы сварить детали вручную.

Еще одна основная проблема – саботаж. Как правило, наши заказчики устанавливают камеры видеонаблюдения за роботизированным комплексом. Автоматизация позволяет сократить в разы количество рабочих мест, к тому же роботы не болеют и не просят повышения заработной платы. Сварщики, чувствуя приближение опасности (что их всех со временем могут заменить роботами), начинают намеренно неправильно эксплуатировать оборудование, провоцируя его поломку.

Для нас стало стандартом устанавливать “защиту от дурака”, датчики наличия деталей, системы безопасности, чтобы нужно было нажимать только 2 кнопки "старт/стоп", сводя к минимуму человеческий фактор и необходимость настройки. Чтобы предотвратить возникновение проблем в будущем мы обязательно проводим обучение – для операторов и углублённое обучение – для наладчика комплекса. Говоря о надёжности оборудования, 90% проблем решаются по телефону за 5 минут. Оборудование качественное, и основные проблемы возникают только из-за неправильной эксплуатации: забывают подключить газ, загружают ржавую проволоку, не меняют сварочные расходники – везде пытаясь сэкономить или использовать “своеобразную” оптимизацию. Поэтому нужно присматривать за тем, что происходит с РТК, пока рядом нет начальства.

- Что можно сказать о развитии российского рынка промышленных роботизированных систем?

- Наш рынок достаточно динамично развивается. Сейчас многие европейские интеграторы из Германии, Италии, Испании, Турции стараются перейти на роботизированные системы. Уже практически на каждом европейском предприятии есть один или несколько роботов, и потребность европейского рынка в большом количестве систем постепенно угасает.

В нашей стране другая, унаследованная военным временем, структура производства. Если сказать одним предложением, то описать её можно примерно так: на предприятие приходит вагон проката, а на выходе должен получиться полностью готовый вагон. Естественно, что предприятие разрастается до 10 тыс. человек, огромное количество цехов и непрозрачное управление, что дает дополнительное ограничение в развитии.

В Европе ни один автопроизводитель не делает все детали автомобиля, он производит что-то основное, к примеру – кузов и мотор, а сиденья, колёса, приборную панель, бампера – заказывают на стороне, у небольших предприятий, специализирующейся на производстве данных узлов и производящих их не только для одного автоконцерна.

На таком маленьком предприятии, специализирующемся на производстве скажем, выхлопных систем, присутствует глобальная автоматизация, и этот производитель заинтересован как в совершенствовании конструктива самих изделий, так и в использовании на своём предприятии только передового оборудования.

В европейских странах очень развита кооперация, но при российском менталитете это невозможно. Если вы делаете грузовики и закажете в одном месте колёса, в другом раму, а в третьем руль, то вряд ли получите всё к указанному сроку с необходимым качеством, да ещё и по лучшей цене, и в таком случае о какой конкретности продукции можно будет говорить? Поэтому, чтобы не зависеть от нерадивого партнёра, каждый покупает дорогущие станки, чтобы сделать на них 20 деталей в месяц и возможность заработать деньги молниеносно улетучивается.

К сожалению, предприятия не берут на себя услуги по аутсорсингу. Было бы лучше, если бы предприятие, имеющее, к примеру, портал лазерной резки, делало раскрой не только под свои нужды, но и брало заказы со стороны. В таком случае оборудование было бы постоянно загружено и быстро окупилось. Именно роботизированными системами в России занимается порядка десяти компаний. Из них на хорошем уровне, как я считаю, находится пять. Естественно, что мы хотим стать лидерами рынка и проводим достаточно серьезную экспансию. В прошлом году мы внедрили 34 проекта.

- Как Вы определяете положение лидера рынка: по количеству проектов, клиентов…?

- Я оцениваю по уровню сложности проектов, потому что, когда мы говорим о какой-то простой системе, можно "напродавать" дешевых примитивных РТК (Робот со сварочным столом) и гордиться большим количеством заработанных денег. Для меня показатель лидирующей позиции – это когда ты можешь качественно и в указанные сроки выполнить проект, который твоим конкурентам не по зубам.

- Сейчас вы выполняете такие проекты?

- Да, недавно мы запустили проект по сварке трубных изделий, система состоит из 5-ти роботов (1-го загрузочного и 4-х сварочных). Готовое изделие выходит за 2 минуты. После такой автоматизации можно сократить 11 сварщиков.

Также на одном из подмосковных предприятий внедрили лазерный сенсор, работающий по нулевому зазору, поистине уникальная штука, работает в России в единичном экземпляре. Год назад мы перестали браться за все подряд, и начали внедрять только сложные проекты. Мы много работаем с предприятиями ОПК и космической отрасли и можем предложить заказчикам комбинированные решения – например, когда РТК соединяет в себе 2 технологии сварки: TIG и MIG-MAG.

- Как меняются требования заказчиков со временем?

- Сейчас к заказчикам постепенно приходит понимание, и они чётко ставят задачу, до этого было довольно тяжело объяснить, что не следует включать в техническое задание 43 разных детали, абсолютно всё что они производят на предприятии – начиная от малых кронштейнов и заканчивая целыми кабинами грузовиков.

Также заказчики стали понимать незыблемую аксиому, что мало что зависит от робота как такового. Всю ответственность за решение задачи, выбор технологии и дополнительных систем несёт Системный интегратор. Стоит выбирать не марку робота, а внимательно изучать компанию, которая создаёт системы с этими роботами, знание этой компанией сварочных процессов, владением ноу-хау. Обычно те, кто работают с нами, понимают важность ответственности компании-интегратора, и именно за гарантию результата берёт деньги системный интегратор. Сейчас на рынке присутствуют некоторые компаний, производящие “неработающие” решения, поэтому необходимо быть на чеку, если одна компания говорит, что задача невыполнима, а другая с радостью берётся за неё…

- А бывают такие проекты, от которых Вы отказываетесь, потому что чего-то нет на предприятии заказчика?

- Да, бывает такое. Иногда заказчик просит: "Сварите нам стенку вагона". А сам, вместо того чтобы улучшать заготовительное производство, собирает детали при помощи лома… а у робота нет лома. Или зазоры между деталями: где-то совсем нет зазора, а где-то наоборот – очень большой. И как такое заварить в автоматическом режиме? От каких-то проектов мы отказываемся, потому что заказчик сам не понимает плачевность своего положения и верит сказкам некомпетентных специалистов. Иногда бывают объективные технологические трудности, когда заказчик сам их понимает и заранее предупреждает, но роботизироваться очень хочет. Например, у военных есть технология, прописанная под сварку вручную, когда очень много завязано на умение и профессионализме самого сварщика. Плюс необходимо соблюдение ряда требований, когда изделие должно получиться именно с такими допусками на базовых размерах, какие указаны в конструкторской документации. Сварщик выполняет 10-ти сантиметровые швы с каждой стороны, переходя со стороны на сторону, поэтому изделие не коробит, и после сварки оно сохраняет первоначальную геометрию. Роботизированная же система будет варить с той же скоростью и ровно в такой же последовательности, но зато мы избавляемся от человеческого фактора, который может негативно повлиять на результат работы, что тоже имеет смысл.

- Когда робота окупается для предприятия?

- Мы производим технико-экономическое обоснование для заказчика по специальной методике. Окупаемость рассчитывается исходя из производственной программы, стоимости изделия, длины сварных швов. Для проведения таких расчетов от заказчика требуется большой пласт информации. В среднем, если осуществляется сварка массового изделия, то системы окупаются за 2,5-3 года. Срок службы робота при правильной эксплуатации составляет 12 лет.

- "Умрет" ли такая профессия как сварщик, в связи с роботизацией производств?

- Есть многие виды деятельности, которые очень сложно автоматизировать, да и не нужно. Сейчас идет речь в основном о массовом или очень сложном производстве, когда счёт изделий идёт на десятки тысяч штук в месяц. Представляете, если рабочий будет делать одну и ту же деталь каждый день в течение месяца? Каждый день по нескольку сотен – он просто с ума сойдет и потеряет квалификацию, привыкнув к одному и тому же изделию. А высокоинтеллектуальный труд всегда будет востребован. Мы обучаем наладчиков. Наладчик РТК – это специалист, который может самостоятельно перенастраивать роботизированный комплекс на выпуск разнообразных изделий, он понимает, что происходит, какие режимы сварки необходимо подобрать, какие применять при этом сварочные материалы и т.д.

Допустим, мы сделали систему под конкретное изделие. Но если переделать зажимные приспособления, то можно производить иную продукцию, не имеющую ничего общего с первоначальным изделием. Естественно, что на другие изделия из другого сварочного материала нужны другие режимы сварки, другая проволока, защитные газы. И человек, если он переходит на другие изделия без нашей помощи, должен разбираться в технологии сварки. Весь интеллект состоит в технологии. Профессия сварщика вымирающая, очень мало молодых специалистов. И хорошего сварщика сейчас "днем с огнем не сыщешь". Хотя профессия в ряде случаев, например, сварке ответственных трубопроводов, очень хорошо оплачивается.

- Сотрудничаете ли Вы с какими-либо учебными заведениями?

- Периодически мы организуем у нас семинары для студентов, потому что данных роботизированных технологий пока нет на кафедрах вживую. Часть студентов работает у нас, изучает сварочные процессы и в дальнейшем переходит в технологический центр. В региональных ВУЗах установлены наши роботизированные ячейки для обучения. Мы на эксклюзивных условиях по ультранизким ценам предлагаем это оборудование учебным заведениям. В 10 региональных ВУЗах установлено наше оборудование.

Если мы поставляем роботизированную систему на какое-либо крупное городское предприятие, то учебные заведения среднего профильного образования, начинают активно интересоваться подготовкой специалистов на данное предприятие и приобретают оборудование для обучения.

- Существует проблема с устройством на работу: выпускникам технических вузов не легко найти работу и не всегда выгодно работать по специальности…

- Не хотят работать, на самом деле, и не хватает компетенций. Люди заканчивают ВУЗ и не представляют, как работает диод. Поскольку техника сложная, мы проводим тестирование при приеме на работу для оценки имеющихся знаний. После получения теста 5 из 20 человек просто встают и уходят. На вопрос "Почему?" говорят, что "Тут схемы какие-то", при этом человек приходит на вакансию "инженер контрольно-измерительных приборов" или "инженер-электрик". Как он может не понимать простых вещей, которые знает любой второкурсник, при этом претендуя на солидную заработную плату?

- Т.е. человек, желающий работать и имеющий хорошие профессиональные навыки…

- Он найдет работу: его с руками оторвут. Сейчас инженера найти очень сложно. Бывает, что на одну вакансию мы просматриваем 40-50 человек прежде чем кого-то выберем.

- Что бы Вы посоветовали молодому человеку, если у него есть не просто желание работать инженером, а сделать свой бизнес в этой области?

- Это нелегко, но можно начинать свое дело без стартового капитала, взять займ.

То, что мы видим вокруг – ларьки, автомойки. Все это очень конкурентный рынок, куда нельзя войти просто так, нужно придумать что-то новое, нужна оригинальная идея, и от нее уже можно будет отталкиваться. Поэтому, советую – хорошенько поразмышлять, прежде чем что-то делать, а если придумать не получается, можно подсмотреть что-нибудь на западе и перенести это на Российскую почву.

Ссылка на источник: http://www.mashportal.ru/interview-29132.aspx